Мировые бренды массово уходят из России. Кто следующий?
За последние несколько лет с российского рынка ушли более 40 международных брендов. После 2014 кризисного года международные компании все чаще разочаровываются в России, в которой буквально души не чаяли с начала 2000-х.
А начиналось все лет 20 лет с бурного строительства мегамоллов, которые привлекали сотни мировых брендов. Каждый год в Россию приходило 50-70 новых ритейлеров - Zara, H&M, Gap, Uniqlo. Развиваться на быстрорастущем рынке было удивительно просто. Москва и Санкт-Петербург в течение нескольких лет находились в топе самых привлекательных для развития бизнеса городов мира. Но от любви до ненависти один шаг. После обвала рубля, введения санкций и контрсанкций в 2014 году, а также последовавшим затяжным кризисом с падением доходов населения и снижением потребительской активности, западные бренды начали массово уходить с проблемного рынка.
Стокманн уже не тот
Помните историю со Стокманном? Финский ритейлер был одним из первых в России, открыв свои магазины еще в конце 90-х. Он же стал одной из первых жертв на быстро меняющемся рынке. Поработав пару лет в большой минус, Stockmann продал все магазины в России. Сегодня под этим брендом, кстати, работает совсем другая компания, не имеющая отношения к финскому концерну.
Under Armour
Пожалуй, правильнее будет начать с конца, то есть с событий последних дней. В октябре стало известно, что свой розничный бизнес в России сворачивает американский бренд Under Armour, 4 по величине производитель спортивной одежды в мире. Он был слишком дорогой, безнадежно проиграл в конкуренции Nike и adidas и так и не был понят большинством потребителей. Вся история от открытия первого магазина в Москве до полного краха заняла каких-то два года.
Superdry
С британским брендом молодежной одежды Superdry, который на протяжении нескольких лет так ждали в России, ждала приблизительно такая же история. Открыв свой первый моностор в конце 2016 года, компания планировала запустить несколько десятков магазинов по всей стране. Но уже в 2018 году начались проблемы с поставками товаров и оплатой аренды. Superdry закрыл 5 из 7 магазинов, а последние два едва ли проработают до конца года.
Karen Millen
Британская марка женской одежды Karen Millen закрепилась в России еще в 2003-2005 годах. Но в последние годы дела шли не так хорошо, как прежде. А после смены основного акционера летом 2019 года компания, управляющая 11 магазинами в Москве и регионах, неожиданно объявила о решении полностью свернуть свой бизнес в России.
Castorama
И все же, если на рынке модной одежды и обуви такие закрытия происходят регулярно, то в сегменте DIY (строительство и ремонт) это был первый случай. В ноябре 2018 года третья по выручке компания на рынке Castorama объявила о постепенном сворачивании бизнеса в России. Пока еще отдельные гипермаркеты продолжают работать, но в скором времени бренд полностью исчезнет из страны.
Media Markt
Мировые бренды массово уходят из России. Кто следующий?
За последние несколько лет с российского рынка ушли более 40 международных брендов. После 2014 кризисного года международные компании все чаще разочаровываются в России, в которой буквально души не чаяли с начала 2000-х.
А начиналось все лет 20 лет с бурного строительства мегамоллов, которые привлекали сотни мировых брендов. Каждый год в Россию приходило 50-70 новых ритейлеров - Zara, H&M, Gap, Uniqlo. Развиваться на быстрорастущем рынке было удивительно просто. Москва и Санкт-Петербург в течение нескольких лет находились в топе самых привлекательных для развития бизнеса городов мира. Но от любви до ненависти один шаг. После обвала рубля, введения санкций и контрсанкций в 2014 году, а также последовавшим затяжным кризисом с падением доходов населения и снижением потребительской активности, западные бренды начали массово уходить с проблемного рынка.
Стокманн уже не тот
Помните историю со Стокманном? Финский ритейлер был одним из первых в России, открыв свои магазины еще в конце 90-х. Он же стал одной из первых жертв на быстро меняющемся рынке. Поработав пару лет в большой минус, Stockmann продал все магазины в России. Сегодня под этим брендом, кстати, работает совсем другая компания, не имеющая отношения к финскому концерну.
Under Armour
Пожалуй, правильнее будет начать с конца, то есть с событий последних дней. В октябре стало известно, что свой розничный бизнес в России сворачивает американский бренд Under Armour, 4 по величине производитель спортивной одежды в мире. Он был слишком дорогой, безнадежно проиграл в конкуренции Nike и adidas и так и не был понят большинством потребителей. Вся история от открытия первого магазина в Москве до полного краха заняла каких-то два года.
Superdry
С британским брендом молодежной одежды Superdry, который на протяжении нескольких лет так ждали в России, ждала приблизительно такая же история. Открыв свой первый моностор в конце 2016 года, компания планировала запустить несколько десятков магазинов по всей стране. Но уже в 2018 году начались проблемы с поставками товаров и оплатой аренды. Superdry закрыл 5 из 7 магазинов, а последние два едва ли проработают до конца года.
Karen Millen
Британская марка женской одежды Karen Millen закрепилась в России еще в 2003-2005 годах. Но в последние годы дела шли не так хорошо, как прежде. А после смены основного акционера летом 2019 года компания, управляющая 11 магазинами в Москве и регионах, неожиданно объявила о решении полностью свернуть свой бизнес в России.
Castorama
И все же, если на рынке модной одежды и обуви такие закрытия происходят регулярно, то в сегменте DIY (строительство и ремонт) это был первый случай. В ноябре 2018 года третья по выручке компания на рынке Castorama объявила о постепенном сворачивании бизнеса в России. Пока еще отдельные гипермаркеты продолжают работать, но в скором времени бренд полностью исчезнет из страны.
Media Markt
Пожалуй, главным событием последних лет стал неожиданный уход из России немецкого гиганта Media Markt. Уступая по объему выручки только «М.Видео» и «Эльдорадо», компания еще в 2016 году начала испытывать трудности на рынке. Сначала гипермаркеты закрывались и открывались на меньших площадях. Потом, под давлением со стороны лидеров рынка и на фоне активного роста электронной торговли в стране, Media Markt вынужден был продать свои активы «М.Видео».
На самом деле, громких имен, которые покинули рынок с 2014 по 2019 года, насчитываются десятки.
Кто еще из мировых брендов закрылся в России?
Можно вспомнить универмаги C&A и Debenhams, магазины женской одежды Motivi, аксессуаров Claire's, британские марки Accessorize и Monsoon, американский бренд мебели и товаров для дома Crate & Barrel. Mamas&Papas, Takko Fashion, La Senza и многострадальный Mexx. В общем подбирается довольно серьезная компания.
А помните показательную историю с французским «Карфуром»?
Французский гигант, управляющий сетью из нескольких тысяч магазинов в десятках стран мира, долго присматривался к российскому рынку. Говорили, что может купить «Ленту» или «Седьмой континент» и даже заключить сделку с X5. В итоге французы выбрали для начала экспансии 2009 год. Первый гипермаркет с помпой был открыт в торговом центре «Филион» в Москве, а затем ритейлер появился в Краснодаре. Но спустя короткое время в компании приняли неожиданное решение полностью свернуть бизнес в России. И никогда больше не возвращаться. Что именно стояло за этой попыткой закрепиться в России и внезапным отъездом - доподлинно так никто и не узнал.
Кто следующий?
Сегодня, когда реальные доходы россиян продолжают снижаться, многие компании работают в стране с отрицательной динамикой продаж. И если в сегменте фэшн таких историй десятки, то на консолидирующемся рынке продуктов питания под давлением уже третий год находятся «Ашан» и Metro Cash & Carry, покупатели которых переключаются на другие сети. Трудности испытывают и такие гиганты, как adidas, который был вынужден закрыть сотни магазинов в рамках оптимизации бизнеса в России. Большие проблемы были у британской сети детских универмагов Hamleys. Кто будет следующем - покажет время. Но пока на рынке ничего не меняется, негативный тренд сохраняется - мировые бренды будут и дальше уходить из России.