Когда ко мне обратился Толич с просьбой написать что - нибудь о Lada XRAY, то для меня это стало полной неожиданностью. К сожалению, я никогда не видел этот автомобиль живьем, не видел в деле, не щупал его. Но мне стало интересно, я начал копать Интернет, обзванивать знакомых из института НАМИ.
Сначала несколько вводных фактов.
В 2012 году в Москве АВТОВАЗ представлял концепцию фирменного стиля - концепт-кар, который так и назывался — Lada Xray, а два года спустя, в 2014 году посетителям московского автосалона показали концепт-кроссовер Lada Xray Concept 2.
Серийная машина появится в продаже в первой половине 2016 года. «Шпионские» снимки машины, которая только что закончила государственные испытания на Дмитровском автополигоне, позволяют предположить, что в серию XRAY пойдет в дизайне второго концепта. Ну, разве что будут незначительные отличия.
Новый кроссовер Lada XRay сделан на платформе В0. На этой платформе сделано уже много машин – Renault Logan (в прошлом это Dacia), Renault Sandero, Renault Duster, Lada Largus. Машина будет стоить от 500 тысяч. Пока будет выпускаться только переднеприводная версия, но АВТОВАЗ обещает, что полноприводная версия будет. Это будет чистый полноприводный кроссовер в размерности чуть больше нынешнего Renault Sandero.
Все-таки для ВАЗа это некий люксовый продукт по сравнению со всем тем, что он делал до этого, поэтому заявлена такая цена. Да, где-то за 600 тысяч с автоматом, климат-контролем, светодиодными фарами и прочими вкусностями, она обладает хорошим набором потребительских опций, покупателю доступен довольно большой их список: две фронтальные подушки безопасности, подогрев боковых зеркал, подогрев руля, сетка для крепление грузов в багажнике, система автоматического вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС, система курсовой устойчивости, регулируемое по высоте сидение водителя и обогреваемое лобовое стекло. Не хватает только разве что почесывалки спины или яиц.
Тут конечно всем нравится дизайн Lada XRAY – для АВТОВАЗА это явный скачек вперед. Но даже если опустить восторги, что это наше, российское, ВАЗовское, даже тогда он положительно нравится. Кто же создавал эту красоту? Его зовут Стив Маттин – парень из Англии. Учился он у себя на Родине. В 1987 году поступил на своё первое место работы – город Зиндельфинген в Германии на фирму Мерседес-Бенц, где проработал до 2004 года, когда переехал в Швецию и стал работать в Вольво. С 2010 года преподает дизайн в Университете Умео (Швеция). В 2011 году Стив Маттин начал работать в качестве главного дизайнера автомобилей Lada компании АвтоВАЗ, которая уже тогда входила в альянс Renault-Nissan. Русский язык он так и не выучил, но обещает.
Вообще это далеко не первый случай в истории, когда для поднятия отечественного автопрома приглашается иностранец. Например, еще при Сталине, приглашали доктора Фердинанда Порше на должность Министра автомобильной промышленности СССР: писали ему, посылали представителей, он даже в Кремле на сей счёт имел беседу лично со Сталиным, но всё равно отказался.
Но вернемся к новинке от Lada. Что же изменилось в ней по сравнению с самый первым концептом? Спереди, как мы видим, немного увеличилась решетка радиатора, слегка подрихтованный капот, чуть более крупная оптика и круглые противотуманки, интегрированные в бампер. На боковинах красуются более выраженные декоративные Х-образные штампы и новые волнообразные штампы по нижнему контуру. А вот задняя часть переработана полностью. От концептуальной роскоши разработчики перешли к серийной необходимости, до максимума упростив все элементы конструкции: исчезло обилие хрома, появились иные фонари, уменьшился бампер, увеличилась задняя дверь, соответственно доступ в багажный отсек должен стать проще и легче. В целом новый облик Lada XRAY сумел сохранить понравившуюся публике ДНК, так что серийный автомобиль в плане дизайна конкурентам не уступит.
Теперь о технических моментах. XRAY имеет независимую подвеску спереди и полузависимую торсионную балку сзади. Полнприводный кроссовер оборудуют стойками МакФерсона спереди, многорычажной подвеской сзади и системой полного привода All Mode 4×4-i с электромагнитной муфтой производства Nissan.
Во всех вариантах исполнения серийная модель получила передние дисковые и задние барабанные тормоза, а также реечное рулевое управление с гидроусилителем. Что касается моторов и КПП, то для семейства XRAY предложенно три варианта силовых установок: базовым для Lada XRay стал 1,6 литровый 106-сильный ВАЗовский 16 - клапанный ДВС, затем опять же 1,6-литровый силовой агрегат H4MK Renault Тольяттинской сборки, мощностью 114 л.с., топовым мотором стал 1,8-литровый мотор мощностью 123 л. с. (разработка АВТОВАЗ) Тандем первым двум двигателям составила механическая трансмиссия от Renault, а в паре с 1,8-литровым двигателем будет работать «робот», созданный совместно с ZF. «Робот» поддерживает как ручной, так и автоматический режимы переключения передач, автоматический режим имеет два варианта «настроек»: «Эконом» и «Спорт».
Габаритная длина 4200 мм переднеприводной версии, а 4300 мм у полноприводной. Дорожный просвет у переднеприводника 170 мм, полноприводная -185 мм.
Габаритная высота 1620 мм и 1635 мм соответственно.
В салоне обилие выдвижных и открывающихся бардачков, которыми напичкан весь салон автомобиля, а также спинки задних кресел, образующие в сложенном виде ровный пол.
Нет, все таки мне нравится Lada XRAY.